Законом «О несостоятельности (банкротстве)», главой Х «Банкротство гражданина», установлены правила и последствия банкротства физических лиц. Наиболее важным и желаемым для должника последствием является освобождение от обязательств (списание долгов) в результате банкротства.
В частности, пунктом 3 статьи 213.28 установлено, что гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее — освобождение гражданина от обязательств).
Однако, в той же статье (пункт 4) предусмотрено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
— гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
— гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина;
— доказано, что гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Статья 213.29 Закона о банкротстве устанавливает правило, что даже в случае благоприятного завершения банкротства, если впоследствии будут выявлены факты сокрытия гражданином имущества (или незаконной передачи имущества третьим лицам) кредиторы, требования которых не были удовлетворены, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре определения о завершении реструктуризации или реализации имущества гражданина и предъявить требование об обращении взыскания на такое сокрытое (переданное) имущество. В этой ситуации определение суда о завершении реструктуризации долгов или реализации имущества гражданина может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Дело о банкротстве гражданина при этом возобновляется и вводится реализация имущества должника, требования кредиторов в непогашенной части восстанавливаются.
Целью указанных статей является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Эти нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
В этой связи представляется совершенно бесполезным, более того — опасным, заключение брачного договора «с переписыванием имущества на супругу» незадолго до объявления себя банкротом. Не случайно статьей 213.4. установлено, что к заявлению о банкротстве гражданин обязан приложить:
— копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и о сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей,
— копию брачного договора, копию соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии).
Все эти сделки будут предметом пристального изучения и в лучшем случае брачный договор будет признан недействительной сделкой по основаниям статьи 61.2 Закона о банкротстве как сделка, совершенная с целью причинить вред имущественным правам кредиторов и не будет иметь никаких юридических последствий.
В худшем случае действия должника по заключению брачного договора «накануне» банкротства будут расценены, как недобросовестное поведение (попытка сокрыть или передать имущество) и результатом будет неосвобождение от обязательств.
Заявление об оспаривании сделок должника-гражданина может быть подано финансовым управляющим или конкурсным кредитором с даты введения реструктуризации долгов гражданина. Оспариванию в рамках дела о банкротстве гражданина подлежат также сделки, совершенные супругом должника-гражданина в отношении имущества супругов, по основаниям, предусмотренным семейным законодательством. Так что даже если супруга успела продать поделенное накануне банкротства имущество, такие сделки также под угрозой.
Каков должен быть минимальный безопасный срок от даты заключения брачного договора до даты начала процедуры банкротства — вопрос дискуссионный и судебная практика в настоящее время только формируется. С учетом положений пункта 2 статьи 61.2 (о сделках, совершенных с целью причинения ущерба кредиторам) такой срок не может быть менее 3 лет.
Определенно можно сказать одно — брачный договор должен быть заключен в так называемой «зеленой зоне», когда у гражданина еще нет просроченных долгов.
«Готовь сани летом», как говорили древние римляне: Si vis pacem, para bellum.
Адвокат Хайлов Денис Алексеевич