Товарный знак увеличивает стоимость активов компании. Известно, что продукция раскрученного бренда с узнаваемым логотипом на упаковке продается на порядок дороже, чем такая же, но безвестная продукция. Именно поэтому мошенники нередко наживаются на использовании чужих наименований и знаков, а конкуренты пытаются захватить часть репутации и клиентов.
Важно вовремя принять меры по защите своего бренда, чтобы иметь возможность прекратить незаконное использование его атрибутов третьими лицами и привлечь нарушителей к ответственности. А при открытии нового бизнеса важно проверить, нет ли уже фирмы или товара с подобным названием: ведь идеи витают в воздухе, и можно вложить в раскрутку большие деньги, а потом всё это окажется незаконным…
Что для этого нужно сделать. Определить, какие элементы придают вашей компании или продукту индивидуальность: фирменное наименование, логотип, эмблема, слоган, форма товара, упаковка, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, рецепт изготовления, звуковой идентификатор и даже запах. В первую очередь защитить фирменное наименование и товарный знак.
Фирменное наименование – это название компании, которое определено в учредительных документах юридического лица и включено в единый государственный реестр юридических лиц при его государственной регистрации. Правообладатель не может свободно распоряжаться этим наименованием, например, отчуждать или предоставлять другому лицу. А из двух фирм с одинаковым названием выиграет та, чье имя первым включено в единый государственный реестр юридических лиц, – поэтому имеет смысл проверить, одиноки ли вы среди фирм с таким названием или у вас имеются конкуренты.
Фирменное наименование может быть также зарегистрировано в качестве товарного знака.
Товарный знак ® – это обозначение товаров, услуг, работ компании. Оно удостоверяется свидетельством на товарный знак и обычно состоит из юридически защищенных элементов: названия, логотипа, объемных объектов, звуковых элементов, персонажей и т.д. Правообладатель может свободно распоряжаться своим правом на товарный знак: отчуждать или заключать лицензионные договоры на использование товарного знака. Еще до регистрации необходимо проверить, зарегистрирован ли этот товарный знак, а если его кто-то правомерно использует – то для каких товаров и услуг. После этого подать документы на регистрацию знака, дождаться получения свидетельства.
Бренд – не юридическое понятие, а, скорее, разговорное. Оно может обозначать и фирменное наименование, и товарный знак, – словом, подчеркивать уникальность продукта или компании. Но как таковой «защиты бренда» не существует.
Чем полезен юрист. Провести аудит уникальности вашего бренда. Провести мониторинг сходных фирменных наименований. Проверить ваш товарный знак не только среди зарегистрированных, но и среди ожидающих регистрации. Составить и подать заявку на регистрацию товарного знака.
Результат действий. Вы должны получить охраноспособные обозначения фирмы и продукта, убедиться в безопасности и перспективности раскрутки бренда.
Случай из практики. Однажды к нам в офис пришел наш давний клиент с вопросом, почему мы выступаем в суде на стороне его оппонента?.. Оказалось, компаний с фирменным наименованием «Центр правовых экспертиз» и сходной сферой деятельности существует несколько! Такая ситуация была невозможна раньше, когда работал закон, запрещающий регистрацию фирм с идентичным названием. Потом закон отменили, зарегистрировать стало возможно практически всё – вот только использовать нельзя. К счастью, наша компания была внесена в реестр юридических лиц раньше других и получила преимущественное право остаться «Центром правовых экспертиз» и требовать переименования других фирм.
Возможности абонентского обслуживания. Регистрация товарного знака – разовая акция. Абонентское обслуживание имеет смысл, если ваша фирма работает с несколькими товарными знаками, периодически регистрирует новые, если используемые фирмой товарные знаки нуждаются в постоянной защите.